Про мастеров своего дела
Время прочтения: 36 минут
За время работы над книгой «Магия камней» мне довелось познакомиться с многими людьми творческих профессий – дизайнерами, художниками, ювелирами, камнерезами, литературными редакторами, издателями, печатниками и т.д. Кажется, что уж они-то должны быть «на драйве», заряжены энергией, позитивом, фонтанировать идеями и покорять клиентов нестандартными решениями. Ан нет… Не все так просто. Среди творческих людей – «товарищей, измученных нарзаном» на удивление много. Я бы сказала, катастрофически много…
У всех из них разный опыт, мировоззрение, отношение к делу, ви́дение и чувствование творческих процессов, свой Поток и способы его транслировать.
С некоторыми я сразу почувствовала резонанс, и сложились партнерские отношения – такие, какими они и должны быть. Когда люди слышат друг друга и понимают буквально с полуслова, находясь на одной волне; когда есть единое представление об уровне нормы и качестве работы, честность, доверие, приверженность идее и невозможность компромиссов.
В результате книга получилась такая, какая есть. Благодаря всем, кто принимал участие в ее появлении на свет.
С некоторыми отношения получились по-деловому сдержанные и очень конкретные, без открытости и взаимного сотворчества (в основном, это «высокие» ювелирные дома). Я ценю их творчество, ту красоту, которую они создают. Но печалит снобизм и высокомерие некоторых из них. Хотя это скорее относится не к самим идеологам этих брендов, не к Мастерам, а к проводникам, которые пропускают ценности через свои фильтры. Создавая иллюзию недоступности, искусственных границ и прочей мишуры, рожденной из ограничений, а не из истинного знания себя. Так проявляет себя большинство, к моему сожалению.
Был у меня и другой опыт – когда я встречала людей, которых просто не понимала. Прям совсем. Как можно делать такую халтуру, брать за это деньги и «не краснеть»? Не любить свою работу (вообще, почти что ненавидеть), не чувствовать ее и оставаться в этой профессии? Как можно не хотеть найти Свое дело, которое радует, которым можно гордиться, от которого можно наполняться энергией? Это риторические вопросы. Хорошо бы, чтобы люди начали задавать их сами себе. Тогда нереализованных, несчастных и бедных людей стало бы меньше.
Я определила для себя 3 категории – по уровню мастерства и отношению к делу:
- Мастер своего дела.
- Подмастерье.
- Человек не на своем месте, который в этой профессии оказался случайно. Он вообще не должен здесь быть (разве что транзитом).
Мастер своего дела
Это творец, несущий в мир энергию созидания и любви. Тот, кто взял ответственность за свое влияние на этот мир. Кто чувствует свое предназначение и следует своему Пути, не предавая себя.
На этом уровне, конечно, есть много ступеней – своего рода лестница в небо. От начальной ступеньки – те, кто недавно вышел из подмастерьев и сотворил свой первый шедевр. До мастеров «уровня Бог» – это всегда масштабно, монументально, вне времени и модных веяний, когда люди не могут не восхищаться их творениями (пусть даже и не всегда способны постичь весь великий замысел).
Про мастера «уровня Бог» можно сказать следующее (остальные так или иначе стремятся к этому):
Мастер всегда страстно относится к своему делу.
Именно сила страсти отличает его ото всех остальных. Это сильное чувство, энергию которого он вкладывает в каждое свое творение. В этом случае страсть – это не краткая вспышка, не одинокая искра во тьме. Это ровное и мощное пламя, которое зажигает не только его самого, но и всех, с кем он так или иначе взаимодействует. Огонь страсти чувствуется во всех работах мастера, в его решениях, словах и поступках – как он говорит о своем деле, как он действует. Этот огонь сжигает все сомнения, страхи и слабость. Свет этого пламени привлекает других людей, они хотят погреться у этого огня, зарядиться его энергией. Мастер не может НЕ делать того, для чего он предназначен. Даже когда устал, когда не получается, когда кажется, что нет сил продолжать и наваливается отчаяние и безысходность. И кажется, что от большого костра остались лишь тлеющие угольки. Но в итоге пламя разгорается с новой силой и страсть побеждает все! Мастер никогда не бросит то, что любит. Пока он жив – живо его дело.
Печать Мастера.
Это то, КАК делает он и только он. Уникальная энергия его потенциала, влияющая на этот мир. Одна такая на миллиарды других. Он никому не подражает, не пытается копировать или стать кем-то, кем сам не является. Мастер знает себя, признает и принимает свою уникальность. Без гордыни, без самовозвеличивания и самоутверждения. Это его естественное состояние, спокойное и уверенное знание. Это раскрытый (пусть не в полной, но в достаточной мере) и реализованный потенциал. Эту тему я затронула в книге «Магия Камней» в главе «О магии».
Мастер испытывает чувство гордости за то, что он делает.
Он привержен своему делу на 100%. Он точно знает, что в этом есть ценность для мира (пусть и не видит всю полноту). Конечно, бывают и сомнения, и неуверенность, и страхи, но это все на личностном уровне, а в глубине души есть точное знание. Мастеру доступна истина о своем деле и его роли в нашем мире.
То, что является ограничением для других, для Мастера – окно возможностей. Там, где другие ищут причины «почему нет», Мастер находит ресурсы – для своего роста, для выхода за собственные рамки, для получения нового опыта. Его девиз: «Не знаю, как, но я это сделаю!». Он стремится к совершенству и не идет на компромиссы, не соглашается на меньшее, имея представление об эталоне. Не потакает собственным слабостям и страхам, он проходит сквозь них.
Мастер всегда максимально честен с собой. И с другими (здесь нет разделения).
В его творчестве, в том, ЧТО и КАК он делает, нет лжи. Нет места даже для полуправды – для серых и грязных оттенков, для замалчивания, уклонения от ответов, двойных стандартов. Нет разделения на то, что «вот здесь я творю, летаю, мечтаю», а «здесь я реально живу – и тут совсем другая правда жизни (приземленная, суровая и жестокая)». Мастер целостен в своем опыте, мыслях, действиях, творчестве, в том, что и как он транслирует в это мир. Эта целостность отличает его от подмастерья. И он не подстраивается под клиента, конъюнктуру рынка, модные тенденции и т.д.
Мастер не ригиден, он не костенеет в своей правоте и величии, под бременем славы и достижений (пусть и доставшихся «потом и кровью»).
Он не становится памятником самому себе при жизни. Мастер всегда открыт новому, готов учиться у Вселенной, слышать ее голос, читать ее знаки. Он знает, что его Путь не закончен и доверяет ему. Он помнит, что его Жизнь – это большое путешествие по разным состояниям, с целью получения нового опыта. И она много больше, чем данное воплощение. Его разум, его эмоциональное и ментальное тела – гибкие, подвижные, восприимчивые. Находясь в процессе непрерывной трансформации, он остается верным самому себе, своему предназначению, своей сути.
Я описала здесь верхние ступеньки лестницы, ближе к «уровню Бог». Профессионалов такого уровня мастерства единицы. Некоторые из тех людей, которых я встречала лично, находятся на пути к этому – на первых ступенях. Тем не менее, здесь приведены определенные критерии, по которым можно сверяться, когда задаешься вопросом: «А своим ли делом я занимаюсь? Почему я до сих пор не достиг успеха в своем деле? А почему другие известнее и успешнее меня? Почему я не счастлив? На что я вообще трачу свою жизнь?».
Подмастерье
Следующая категория – это подмастерье. Если вспоминать историю, то в средние века подмастерьем называли ремесленника, не имевшего собственной мастерской. Он работал у мастера, который являлся полноправным членом цеха – союза ремесленников одной профессии. В отличие от ученика подмастерье имел довольно высокую квалификацию и получал плату за свой труд. Чтобы получить звание мастера, подмастерье должен был изготовить свой «шедевр» – самостоятельную образцовую работу (на собственные средства) и получить одобрение цеха. Вот откуда корни этого слова!
Спасибо моему другу Василию Величковскому за интересный и познавательный рассказ))
В общем, подмастерье – это промежуточная ступень между учеником и мастером.
Знаете, в чем здесь проблема? В застревании на этой ступени, в том, что подмастерье никак не может стать полноправным Мастером. Вроде и способности есть, и определенная квалификация, и любовь к своему делу. Но все же чего-то не хватает.
В средние века кризис цехов наступил из-за того, что они искусственно ограничивали число мастеров, делая затруднительным переход подмастерьев в «высшую лигу».
Планкой был не столько уровень мастерства, сколько очень высокий вступительный взнос, который был мало кому по карману. В итоге возникла прослойка «вечных подмастерьев», и развитие цехов остановилось.
В наше время такая прослойка тоже существует (и она ооочень большая), но причина ее существования совсем в другом. На мой взгляд, не так важно, является ли мастер почетным членом какого-то союза (художников, писателей, композиторов), гильдии, артели. Организовал ли он собственное дело (и оформил его в виде ИП, ООО). Или же он реализуется в рамках какой-то компании. Свою собственную мастерскую (лабораторию, цех, отдел), учеников, ресурсы и свободу творчества можно получить в здравомыслящей компании с верной стратегией.
У меня есть опыт и того, и другого. У всего есть свои условные плюсы и минусы. И на эту тему можно порассуждать.
Но! Подмастерье от мастера отделяет не место работы, социальный статус или какие-то регалии, а те качества, которые я описывала ранее. Давайте разберем эти отличия:
Подмастерье копирует других мастеров.
Это, на мой взгляд, основная проблема. Он пытается совершенствоваться в том, что по определению «не его». Он пытается быть как кто-то другой, делать, как кто-то другой, – то есть подражает. Это не про творчество. В этом нет его уникальности – печати Мастера. Вместо того, чтобы изучать себя, он очень подробно изучает других. Это весьма полезно (только не Шутам), пока ты ученик или начинающий подмастерье. Но приходит время для того, чтобы отделить себя и пойти своей дорогой. Найти свое уникальное ЧТО и КАК. А для этого имеет смысл познать СЕБЯ, свое предназначение, раскрыть свой потенциал.
В общем, на эту тему я могу говорить бесконечно долго и при каждом удобном случае, это мой конек))) Кто о чем, а я о потенциале, о Силе, о Даре… Кстати, в первой книге «Магия камней» я подобрала несколько камней именно на эту тему – солнечный сердолик (про реализацию «в своем»), строгий малахит – про женскую силу, требовательный чароит – про самоценность и магический дар.
Возвращаясь к теме подмастерьев: нельзя достичь совершенства не в Своем! Можно копировать, но работы не будут так же одухотворены, не будут обладать такой энергетикой и смыслом, какую в нее вкладывает Мастер.
Когда начинаешь проводить собственные идеи, проводить энергию своего потенциала, то получается творчество – то есть создание субъективно нового. Форма может быть та же, но скопировать энергию другого человека не получится. Вроде простая истина, но всегда вызывает у людей много сопротивления и непонимания.
Так что пока человек не начал осознанно привносить энергию своего потенциала в то, что он делает, это сложно назвать творчеством. И уж точно не мастерством. Ключевое здесь слово «осознанно», поскольку неосознанно все мы это делаем так или иначе.
Родную энергию очень сложно полностью удержать в себе – хоть понемногу, да просачивается и осеняет наш путь) Некоторым и этой капли хватает на жизнь, и даже приносит некоторое временное удовлетворение.
Кстати, найти Свое уникальное – это недостаточно, нужно еще иметь смелость явить это миру. Так сказать, проявиться. Для этого нужно иметь внутренний стержень и доверие себе. Тут, как выясняется, много страхов и ограничений («а кому это нужно, а вдруг меня засмеют, раскритикуют, не примут?»). Многим подмастерьям очень выгодно пребывать в тени Великих, прикрываясь их авторитетом. Они даже могут гордиться (или пребывать в иллюзии), что делают это лучше, чем сами творцы. Но, еще раз повторюсь, скопировать энергию невозможно.
В общем, если коротко резюмировать, проблема подмастерья в том, что он никак не может создать свой Шедевр (для тех, кто вообще претендует на звание Мастера). Ну, как я обычно говорю, может и не в этой жизни…
Почему не получается стать Мастером.
В наше время в ювелирном деле «процветает» копирование и подражание – огромное количество подделок, изделий «а-ля стиль такого-то бренда». Не только отдельные люди, но и целые компании находятся на уровне подмастерьев, даже не претендуя на нечто большее. Сколько компаний копируют стиль Тиффани, Картье, Версаче, Пандоры и многих других узнаваемых брендов. Информационная открытость и доступность позволяет по картинкам из интернета любому ювелиру с необходимой квалификацией скопировать шедевры ювелирного искусства. Может, это будет похуже качеством – не те материалы, да и работа не на должном уровне, но все же… Конечно, желанность и одновременно недоступность этих изделий для большинства людей провоцирует спрос на копии.
К сожалению, большая часть ценности оригиналов создается искусственно и является частью маркетинговой стратегии, которая отвечает на запрос общества – быть исключительным, иметь статус и принадлежность к определенным слоям этого самого общества. О моем опыте взаимодействия с «высокими» ювелирными брендами я напишу отдельный материал. Пока не появится завершенность в сфере партнерства после выхода книги.
На мой взгляд, украшения с натуральными (что особенно важно) драгоценными камнями не могут стоить дешево. Но и не обязательно как «крыло самолета». Они могут быть вполне доступны для тех, кто ценит их энергию и красоту. И не нуждаются в наценке за статус. Есть целая ниша для мастеров, изготавливающих уникальные авторские украшения с природными камушками. И нет необходимости копировать и подражать кому-то. Ну правда, услышьте меня! Нужно чувствовать энергию минералов и металлов, их предназначение, уметь гармонично сочетать их в изделиях и чисто, без искажений, проводить энергию и послания камушков в мир. Помогать им проявиться и стать союзниками человека… Всего-то ))
Истинный Мастер очень чувствителен и чист в проведении идеи своего шедевра…
Компромиссы
Еще одна проблема подмастерьев – это многочисленные компромиссы, подстройка снизу и попытка всем угодить (клиентам, зрителям, общественному мнению, внутреннему критику и т.д.).
Компромисс, в моем понимании, – это когда ты чего-то очень хочешь, но поскольку это желание вызывает некий конфликт (с самим собой или с другим человеком), ты из страха и неуверенности идешь на уступки. И соглашаешься на что-то другое. Это «другое» совсем НЕ ТО, что ты хотел, о чем мечтал, но уговариваешь себя, что все же лучше, чем ничего (и еще внутренний голос бубнит про синицу в руках).
В профессиональной реализации – это когда поступаешься своими принципами, когда опускаешь внутреннюю планку мастерства и размываешь границы совести (простите за пафос). Когда заставляешь себя делать то, что внутренне считаешь неправильным, неинтересным, некрасивым, неэтичным, нечестным. Такое маленькое предательство себя ради достижения большой цели. «Ничего страшного, – шепчет тебе внутренний голос, – это только один разок (ну, максимум, два или три), не будем обострять, вставать в позу, а то вообще ничего не получим. Зато потом, когда будут более благоприятные условия, мы возьмем свое и достигнем желаемого». Ну, уговаривать себя мы все умеем)))
Как узнать компромисс и отличить его от гибкости, легкости, вариативности, готовности идти на встречу, спросите вы?
Можно много дискутировать на эту тему и приводить различные доводы и примеры – что, мол, это вовсе не компромисс, а житейская мудрость. На мой взгляд, есть один простой и честный критерий. Когда ты НЕ испытываешь гордость и радость от того, что делаешь, чем занимаешься, как реализуешься. У некоторых, если внимательно посмотреть, вся жизнь – один сплошной компромисс.
Ох, сколько же я встречала людей творческих профессий, которые шли на поводу у заказчиков и поступались своими профессиональными принципами. Эти специалисты чувствовали, как будет красиво, гармонично, правильно и честно – и главное, что точно подойдет клиенту. Но… увы, у них не было своей позиции на этот счет. Или была, но слабенькая, еле заметная. И они «велись» на требования заказчика – «а сделайте мне подешевле – пусть будет искусственный материал, все равно никто не заметит», «а можно вот эту часть увеличить в 2 раза и обвести в золотую рамочку (а лучше в двойную и жирным шрифтом)», «а насыпьте мне здесь блесток побольше», «а сделайте этот черный поинтимнее, а красный посексуальнее» и т.д. (список просьб можете продолжить сами). Здесь речь идет, конечно, не обо всех, а об определенной категории клиентов. Иногда мне кажется, что они существуют специально для тренировки, закалки и проверки творцов на прочность. Думаю, многие из вас с ними сталкивались.
Я совсем не против чуткого и внимательного отношения к клиентскому запросу, а очень даже «ЗА». Я уверена, что его можно и нужно хорошо прочувствовать, вникнуть, «считать» на тонком уровне. И при необходимости сделать «подмену запроса» (есть такое понятие в психологии).
Клиент приходит к вам с определенным желанием. Ему что-то нужно для счастья – для его собственного «хорошо», «удобно», «конструктивно», «красиво», «вкусно» и т.д.
Только вот проблема в том, что он не всегда осознает, что же ему на самом деле нужно. У заказчика часто бывает внутренний конфликт между его истинным желанием и тем, что об этом думают все его субличности (в силу сложившихся стереотипов, привычек, ограничений, негативного опыта и т. д.). Он как бы говорит: «сделайте мне хорошо и красиво, но так, как я себе это представляю, на мой вкус». И хорошо, если вкусы мастера и клиента совпадают. Тогда все счастливы. Но я здесь говорю о тех ситуациях, когда увы, но совпадения мало. Когда от мастера требуется не его творчество и профессиональный взгляд, а «делай, как скажут», т.е. подстройка под клиента. Вроде как абсурд, и возникает вопрос: «а зачем ты ко мне пришел, если тебе не нужно мое вИдение, мой уникальный стиль, моя специализация?». Но, к сожалению, далеко не все решаются эти вопросы задать. Так, повозмущаются про себя и в узком кругу, поворчат, повздыхают и сделают, как скажут.
Возникает вопрос: а как же готовность открыть для другого человека новые возможности, поделиться с ним чем-то важным, почувствовать взаимный резонанс? Дать ему то, за чем он действительно пришел – за тем, что делаешь ты и только ты – за магией твоего потенциала? Как же расширение мировоззрения? Сбой шаблонов и стирание ограничений? Как же партнерство и сотворчество, в результате которого рождаются шедевры?
На это способен только Мастер. Он не будет подстраиваться, пытаться понравиться и угодить. Он декларирует: «Я делаю ЭТО (например, дизайн интерьеров, создаю украшения, шью одежду, пеку пироги, пишу книги, строю дома). В этом мое предназначение, и я реализую его определенным образом – опираясь на свои ценности, вкладываю энергию своего потенциала. Я знаю свое дело и хочу поделиться с вами тем, что я люблю. Я открыт для новых идей, интересных проектов, сложных задач – через это я расту. Но если вы хотите, чтобы я делал это как-то иначе – вне системы моих ценностей и родных энергий, шел на компромисс, то, простите, но нет. Вам не ко мне».
У мастера есть своя планка – тот уровень мастерства, ниже которого он не может упасть. Даже когда ему тяжело, есть какие-то личные проблемы, перепады настроения – мастер не может сделать низкосортную ерунду, ширпотреб, «дешево и сердито». Вот просто не может, и все. Почему? Потому что у него вагон опыта и закаленный внутренний стержень, на который он может опираться в любом состоянии. Потому что он прошел такой долгий и трудный Путь к себе нынешнему, что было бы просто преступлением отступить от него хоть на шаг. Потому что у него есть честь и свое Имя, за которым стоит определенное качество, его личная печать. И мастер не может поставить свою печать на абы что. Предать себя и сделать не от сердца, заткнув свою совесть. Никогда.
К сожалению, остальные могут. И многие подмастерья в том числе (потому они и не могут достичь уровня Мастера). Они готовы на компромиссы, потому что слабы – боятся, что клиент уйдет к другому, потому что не видят ценности в том, что делают, не знают в чем их уникальность и верят в конкуренцию. На определенном этапе этот опыт необходим, но важно его пройти, а не застревать. Вера в то, что «нужно быть гибким» и уметь угодить любому клиенту – очень тонкий лед… Как и ригидность, ограниченность, зашоренность и нежелание выходить из зоны комфорта.
Это две крайности, которые не про мастерство и творчество. А истина, как всегда, лежит даже не посередине, а в совершенно в другой плоскости.
Разница между подмастерьем и Мастером — в приоритетах, в том, на что направлено их внимание.
Подмастерье в большей степени зациклен на деньгах, через них он измеряет свою ценность, боится без них остаться, живет в постоянном дефиците ресурса, иногда на грани выживания. В его системе ценностей деньги оказываются на ступень выше, чем то, что он делает. И когда перед ним встает угроза потерять клиента из-за творческих разногласий (иногда мнимых), он готов идти на компромиссы. Иногда даже свое мнение не решается озвучить, лишнее слово боится сказать. И движет им именно страх.
Мастер сосредоточен на творчестве, на том, что он любит. И ресурс (в том числе финансовый) приходит к нему как следствие его энергообмена со Вселенной – своего рода воздаяние за его мастерство, внутреннюю чистоту, готовность делиться с миром. Деньги для него не самоцель, не причина, а следствие его движения по своему Пути. В реальности нет выбора: либо творчество, либо достаток. Это ограничение существует только в головах людей. Они сами загоняют себя в этот тупик, да еще и настаивают на том, что это правда жизни и по-другому никак.
Я говорю про то, что не нужно от чего-то отказываться, важно принимать в свою жизнь и то, и другое. Вопрос в том, что для вас на первом месте, на что направлено ваше внимание. Деньги естественным образом приходят к тем, кто на них не зацикливается, для кого они являются не ограничением, а возможностями. Также важно помнить, что ресурс дается тем, кто готов его принимать и использовать его для созидания.
Люди, которые считают, что «деньги – это зло», у которых много негативных ярлыков и страхов на эту тему, Сами (часто неосознанно) перекрывают себе денежный поток.
Это если совсем коротко про финансовый аспект (вообще у меня есть цикл семинаров на тему денег).
Доверие себе
У мастера есть своего рода «маячок» в пространстве – «ко мне приходите за ЭТИМ (за уникальной энергией с определенным набором свойств). И, простите, но я не могу вам дать ничего другого (даже если вы предложите мне много денег). Зато в своем деле я предлагаю вам огромные возможности».
Это как корова – она дает молоко (смешное сравнение, но что делать). Оно может быть разного качества, отличаться по вкусу, жирности и т.д., но корова не дает компот, фанту, лимонад и даже не может сделать свое молоко шоколадным. Это просто молоко и точка! Все в мире это знают. И не пытаются уговорить коров на что-то другое, шантажировать их, манипулировать, играть на их комплексах. Это было бы глупо, не так ли? Не то чтобы у коров была своя осознанная позиция на этот счет (в нашем понимании этого слова), но в качестве примера – весьма наглядно.
Подмастерье либо не знает толком «про что он» и мечется, пытаясь подражать сразу всем и совместить несовместимое. Он непривередлив и берется за любой заказ, лишь бы деньги платили. Либо чувствует свое предназначение, но у него нет уверенности, определенной позиции на этот счет (опять же, про то ЧТО и КАК он делает, что допустимо, а что нет, какова его личная планка качества). И он периодически проваливается под весом чьего-то «авторитетного» мнения, потому что своего достаточно весомого у него нет. И идет на бесконечные компромиссы с собой.
Я наблюдала многих талантливых ювелиров, которые с грустью, потухшим взором и огромным внутренним сопротивлением, но все же делали бесконечные «штамповки» и копии изделий известных брендов для богатых клиентов. А в свободное время на вырученные деньги творили для души – для выставок, конкурсов и тех, кто поймет и оценит. Оправдывали себя так: «А что я скажу? Клиент всегда прав, и он не поймет мою тонкую творческую натуру… ну что поделаешь, если он хочет кольцо в виде паука с черными бриллиантами («стопятьдесяттысячное» на моем счету). Зато хорошие деньги платит. А для себя я сделаю кулон в виде дракона с огненным агатом. Но я же не объясню ему ценность всего этого…». Или так: «Да, я знаю, что малахит плохо сочетается с желтым золотом и изумрудами, но заказчица про другие варианты и слышать не хочет, ей надо дорого-богато. В конце концов, у нее будет голова болеть, не у меня». В общем, классика.
Мастер скажет примерно так: «простите, я не делаю копии. Но с удовольствием послушаю ваш запрос и изготовлю прекрасное творение индивидуально для вас. У меня есть свой авторский стиль. Если он вам резонирует – я вам рад, давайте сотрудничать».
Подмастерье сделает то, что ему скажет клиент (пусть это и будет вопреки его чувству прекрасного). Может и посопротивляется немного, но все равно сделает, если заказчик пригрозит уйти в другое место или предложит хорошую цену.
В общем, к мастерам обращаются за их индивидуальностью и творчеством, а к остальным – за чем-то другим (и тут заказчику часто самому приходится проявлять инициативу и брать процесс в свои руки, чтобы не получить халтуру, сделанную «левой ногой»).
Компромиссы подстерегают любого на пути к цели. Это тест на доверие себе и приверженность своему предназначению. Это всегда условный выбор между плохим и очень плохим.
По сути, это и не выбор как таковой, а ситуация, когда верный выбор просто не сделан (поскольку оказался вне поля вашего зрения, в другой плоскости, куда вам мешают заглянуть собственные ограничения и страхи). Компромисс уводит вас с вашего истинного пути. Казалось бы, он предлагает вам путь наименьшего сопротивления, только эта дорога совсем не такая короткая и прямая, как кажется. Это заход на новый круг несделанного выбора и непринятого опыта. Таким образом вы лишь отдаляете себя от своей мечты, от того, кем вы на самом деле хотите стать.
Знаете, сколько у меня было вариантов для компромиссов за время работы над книгой? Десятки, сотни… Каждый маленький выбор мог стать компромиссным. Подумаешь, тут сэкономим, а здесь поступимся принципами, а тут не будем спорить, помолчим в тряпочку и послушаем экспертов и «умных людей» …
Одно маленькое предательство себя, другое, а потом ты уже рассуждаешь: «подумаешь, одним компромиссом больше, одним меньше… их уже столько было…».
Одно известное издательство, изучив готовый макет моей книги «Магия камней», выдало вердикт: «Да, все очень красиво, качественное, шикарно – и оформление, и содержание. Подобных книг на рынке нет. Но! Проект получается слишком дорогой. Это подарочное издание, окупаться будет долго. Нестандартный формат, много страниц, большой вес. Это как-то слишком для нашей аудитории. А не хотите ли вы сделать книгу попроще, поменьше, подешевле? Мы можем выкупить у вас авторские права и переверстать книгу, сделаем ее более… ммм… «продаваемой»? Уберем половину иллюстраций, сократим текст, сделаем стандартный размер, бумагу потоньше и т.д. Переориентируем ее на массовый сегмент. Жаль, конечно, что в книге всего 11 камней, а не 100. Ну ладно, читателям и так понравится, главное, что книга будет недорогая. И она точно будет продаваться большими тиражами».
Я сначала впала в ступор, что-то типа: «Ээээ…. Ммм… как же так? Они же профессионалы своего дела и плохого не посоветуют. Они знают рынок и спрос и хотят, как лучше, типа мои деньги экономят. Может я не в теме, и мне стоит послушать их и переделать книгу?». Но постойте! Стоп! Что за бред? Это же совсем не то, что я хотела.
Возвращаю себе осознанность, выбираюсь из-под давления авторитета крутого издательства и повторяю мантру: «там тоже работают люди, просто люди, не боги, и даже не мастера, это не истина в последней инстанции. У них задача продавать много и быстро, а у меня иная цель…».
Другие издательства тоже говорили: «Зачем вы вкладываете деньги в такой дорогой проект? Да еще и в такое время, когда издательский бизнес в кризисе. Люди стали меньше читать книги на бумаге, все больше в электронном виде, а подобные издания вообще для редких ценителей».
Случилась классическая ситуация расхождения по целям. У издательств задача – печатать и продавать книги большими тиражами. В их понимании для этого нужно сделать продукт более массовым – и внешне, и внутренне. У них есть статистика и аналитика спроса. Я все понимаю. Только вот у меня другая цель. Приоритет – это показать читателям прекрасный мир минералов и передать знания о них, поделиться опытом. Я не энциклопедию задумала издать, в которой кратко обо всем. Красоту камней нельзя показывать на дешевой бумаге с плохим качеством печати и когда фото надо с лупой разглядывать. У драгоценностей должно быть достойное сопровождение. Это моя позиция. И еще я хочу, чтобы книга нашла своего читателя, того, кому она действительно предназначена. Который будет ее изучать включенно и с интересом. И если таких людей окажется много, я буду просто счастлива. Но если нужно отступить от ключевой идеи и пойти на компромисс, чтобы книга лучше продавалась (что кстати не факт), то нет, на это я не могу согласиться.
В общем, как вы уже поняли, я все же издала книгу в полном соответствии с той идеей, которая мне пришла изначально. Без компромиссов (не в этот раз, сказала я себе). Твердая обложка в виде малахитовой шкатулки, нестандартный размер 24х24, плотная мелованная бумага на заказ, полноцветная печать, очень много красочных и крупных иллюстраций, 472 страницы художественной верстки, позволяющей разглядеть в деталях все многообразие уникальных образцов минералов и дизайнерских украшений.
Я просто не могла по-другому. Потому что с самого начала точно знала, ЧТО именно я хочу отдать в мир – в каком виде и в каком качестве. Какие ощущения и эмоции вызывает книга, какую энергию она через себя проводит. Что форма должна соответствовать содержанию, это одно целое, единый образ. И если моя работа привнесет в этот мир хоть немного красоты, гармонии, вдохновения, значит все было сделано правильно.
3796 Юлия Аруна Магия камней, Раскрытие потенциала